8 (800) 222-37-45 Бронирование туров, экскурсий, отелей

Медный всадник: история и описание памятника

Медный всадник — знаменитый памятник Петру I, воздвигнутый по велению Екатерины II французским скульптором Этьеном Фальконе в 1782 году. Является одним из главных символов Санкт-Петербурга, поэтому история Медного всадника всегда особенна интересна гостям города. В 1768 году в качестве пьедестала для фигуры Петра был выбран гигантский кусок гранита, который был обнаружен на берегу Финского залива в местечке под названием Конная Лахта. Когда-то в результате разрыва молнии от огромной скалы откололся кусок, получивший название Гран-камня. Его вес составлял 1600 тонн. В те времена ходили легенды о том, что во время Северной войны Петр I взбирался на него, чтобы оглядеть окрестности и оценить силы и передвижения противника. Итак, началось путешествие камня из Лахты в Санкт-Петербург на постоянное место дислокации. Сначала камень ехал на платформе с полозьями, потом плыл на специально построенной для него барже. По пути, над его образом усердно трудилось несколько десятков человек, его обтесывали и обрабатывали дабы придать монолиту форму скалы и волны одновременно. В результате он немного потерял в размерах и весе. Наконец-то в 1770 году Гран-камень прибыл в столицу.

Автор Медного всадника, Этьен Фальконе, долго работал с эскизами, постоянно наблюдая за скачущими галопом и берущими барьеры лошадьми, которые были предоставлены в его распоряжение с королевских конюшен на время работы. Француз создавал образ Петра и коня, однако, работа над головой императора для Медного всадника была выполнена его ученицей Мари Анн Колло, которая позже за прекрасно проделанную работу указом Екатерины II была принята в Российскую Академию Художеств, став, таким образом, первым академиком-женщиной в России. Когда эскиз был уже готов и перенесен на гипсовую скульптуру в 1769 году, Фальконе оставалось только заняться отливкой. Однако французский скульптор никогда раньше сам этим не занимался, не захотел рисковать и в этот раз. На помощь к нему приехал товарищ из Парижа Б. Эрсман. Однако работа с ним не сложилась, с Эрсманом пришлось попрощаться, и Фалькон сам отливал фигуру. В 1778 году он неожиданно покинул Россию, и завершать работы по созданию скульптуры пришлось Ю. М. Фельтену.

В 1782 году в августе месяце состоялось торжественное открытие памятника. На Сенатской площади собрались все — от мала до велика, кроме самого скульптора, который по каким-то причинам не был приглашен на торжество. Перед взором народа восстал Петр на вздыбленной лошади, которая лишь на две задние ноги опиралась на монолит. Император с вытянутой чуть в сторону правой рукой, в простецкой одежде и лавровым венком на голове выглядел так же величественно, как и Гран-камень. Еще один персонаж присутствовал в композиции – змея, растянутая на скале, которую задними копытами топтал конь Петра. Ее образ, введенный автором в скульптуру, помимо основной нагрузки, имел и стратегическую — успешно обеспечивая устойчивость монументу.

На памятнике Екатерина оставила лаконичное посвящение Петру на русском и латинском языках, которое, могло бы служить эпитафией: «Петру I от Екатерины II». Императрица хотела увидеть свое имя рядом с петровым, остаться в истории, как и он Великим, и это ее посвящение, скорее, относилось к будущему поколению.

По легенде во время Отечественной войны 1812 года, Александр I, пытаясь спасти архитектурные и художественные ценности, хотел вывезти из Петербурга и памятник Петру, как вдруг князь Голицын доложил императору о некоем майоре Батурине, которого преследует навязчивый сон, в котором он видит, как Петр покидает постамент и мчится на своем медном коне к Зимнему дворцу, встречает там императора и упрекает его: «До чего же ты довел Россию!» и добавляет: «Но покуда я на месте, моему городу нечего боятся!» и возвращается назад на Сенатскую, на свою скалу. Мнительного Александра сон Батурина поразил, и император отменил эвакуацию памятника.

В период Второй мировой войны во время блокады Ленинграда монумент был укрыт мешками с песком и землей, и забаррикадирован досками и бревнами от случайных фашистских бомбардировок. В 1976 году памятник впервые отреставрировали. Перед 300-летием города, Медный всадник снова подвергся реставрации, его почистили от птичьего помета и патины, и Петр I на своем вороном снова засверкал своей необыкновенной величественностью.

На сегодняшний день Медный всадник находится на Сенатской площади Санкт-Петербурга. И вот уже 235 лет Петр, словно немой страж наблюдает за своим городом, как он растет, как преображается, как уходят поколения, как свершаются революции, как меняются режимы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Вас могут заинтересовать следующие места:
Отзывы:

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.