8 (800) 222-37-45 Бронирование туров, экскурсий, отелей

Петербургский Музей религии. Трибуна атеизма под церковными сводами

Россия, первая половина XX столетия. Под натиском воинствующего атеизма рушатся храмы, ведется государственная антирелигиозная пропаганда. Уничтожаются предметы церковного культа, в том числе, истинные сокровища с вековой историей. Музей религии в Санкт-Петербурге был местом, где сохранялись, систематизировались и исследовались уникальные атрибуты разных вероисповеданий.

Этапы становления музея

Предтечей образования Музея религии в СПб считается проводившаяся в апреле 1930 года в Белом зале Зимнего дворца выставка атеистической направленности. Ее основой стали экспонаты Государственного Русского музея, Кунсткамеры, Эрмитажа, а также материалы из Библиотеки Академии наук. Автором идеи создания выставки был Владимир Германович Богораз, языковед, этнограф и историк.

Экспонирование и изучение материальных атрибутов веры и предметов культа – отличный способ, помогавший избавлять людей от «церковного морока». Концепция выставки хорошо вписывалась в идеологию времени, когда борьба с религией велась всеми возможными методами, поэтому популярность экспозиции была огромной.

От выставки к музею

Из-за востребованности и быстрого роста числа экспонатов возникла необходимость преобразования выставки в самостоятельный Музей истории религии, что было сделано в том же 1930 году. После этого власти приняли решение отдать под нужды нового культурного учреждения здание недействующего в то время Казанского собора. Состояние последнего на момент «переезда» было печальным, поэтому сотрудникам музея пришлось приводить его в порядок своими силами. Подготовительные работы были закончены только в 1932 году. Первых посетителей музей принял 15 ноября.

Благодаря талантливому руководству В. Г. Богораза, а так же стараниям сотрудников, Музей истории религии в Санкт-Петербурге (который тогда назывался Ленинградом) успешно развивался. Организовывались экспедиции в разные уголки России и зарубежья, коллекции пополнялись новыми предметами, открывались новые экспозиции, обогащались и дорабатывались старые. Параллельно велась научная и издательская деятельность.

Фонды музея увеличивались с каждым годом и содержали множество ценных для истории предметов. В 1935 году была создана научно-исследовательская ассоциация для изучения коллекций, собранных в Музее религии. К началу ВОВ его многочисленные экспозиции были великолепно проработаны и содержали массу интереснейшей информации о развитии и истории верований разных стран и народов. Антирелигиозная выставка трансформировалась в научное учреждение, великолепно выполнявшее свою просветительскую функцию.

Военное и послевоенное время

Военные годы были тяжелейшим периодом в истории Музея. Большая часть работников отправилась на фронт, оставшиеся несколько человек всеми силами сохраняли коллекции. Экспозиции были законсервированы, но сотрудники смогли организовать в блокадное время несколько патриотических выставок.

После завершения войны снова начался тяжелейший труд по восстановлению Музея истории религии СПб. Здание было сильно повреждено, в его помещениях поселились сырость и холод, которые могли навредить коллекциям. Сотрудникам вновь пришлось совмещать свою основную деятельность с хозяйственными работами. Вскоре после окончания войны ушел из жизни В. Г. Богораз, и «наверху» приняли решение о слиянии московского и ленинградского Музеев религии с переносом последнего в Москву. Однако все произошло иначе – коллекции столичного музея спустя год переместили в многострадальный Казанский собор, который отремонтировали в 1948 году.

Возврат к старым лозунгам

В 60-х годах XX века государственная идеология вновь сосредоточилась на атеистической пропаганде. С 1954 года Музей стал именоваться Государственным музеем религии и атеизма. Новое направление соответствующим образом отразилось на его работе – предметом всех исследований отныне должна быть антинаучность религии, а экспозиции следовало изменить таким образом, чтобы атеизм выглядел единственным верным мировоззрением советского человека.

Перемещение на Почтамтскую улицу

В 90-е годы началось повсеместное восстановление исторических объектов, закрытых или уничтоженных во время Советской власти. Эта волна не могла миновать Казанский собор, поэтому для Музея нашли другое вместилище – дом на Почтамтской улице, неподалеку от Исаакиевской площади. Здание нуждалось в реставрации, которая была проведена с учетом новых требований. Во время ремонтных работ его постарались максимально приспособить под нужды Музея, которому, в соответствии с новыми веяниями, снова изменили название – теперь оно звучало так: Государственный музей истории религии.

С 2001 года он работает на новом месте. Его коллекции переместились из огромных залов собора в более компактные помещения, из-за чего музейным работникам пришлось буквально заново формировать экспозиции. Сегодня, когда все организационные трудности позади, а идеологические догмы забыты как «страшный сон», музей приглашает всех желающих познакомиться с уникальными экспонатами, рассказывающими о самом загадочном аспекте человеческой жизни – о вере.

Сокровища дома на Почтамтской улице

В Музее религии и атеизма в Санкт-Петербурге собрано около 200 тысяч экспонатов, иллюстрирующих историю основных мировых религий, религиозных течений и верований разных народов. Это – живопись, графика, предметы культа, одежда для поведения обрядов, книги и рукописи, музыкальные инструменты, изделия из драгоценных металлов, коллекции монет и марок, фото-, видео-, аудиоматериалы и другое.

Экспонаты разделены на 15 фондов, каждый из которых посвящен отдельной тематике. Все предметы представлены в виде экспозиций, расположенных в определенном порядке – посетители продвигаются от архаики к средневековым, а затем к более поздним и современным религиозным направлениям. Впечатление от осмотра коллекций усилено соответствующим художественным и звуковым оформлением залов.

Здесь проводятся десятки экскурсий, посвященных основным религиям современного мира, верованиям древних, религиям Востока и Запада и другим темам. Для заказа экскурсий в Музей религии в Санкт-Петербурге официальный сайт размещает контактную информацию. Экскурсантами становятся люди разных возрастов – от дошколят до пенсионеров, частые гости – иностранные туристы и студенты.

Для каждой категории посетителей можно подобрать интересную программу – о религиозной символике, о загробном мире Древнего Египта, о шаманах Сибири, о монастырях и о знаменитых отшельниках, о предметах экзотических культов и многом другом. Для детей разработаны специальные программы с мастер-классами. Помимо экскурсий в Музее проводятся лекции и научные конференции, работает библиотека, услугами которой пользуются ученые.

Посетители отмечают, что информация подается ярко и интересно, но в то же время носит сугубо научный характер. Здесь нет «рекламы» какого-либо вероисповедания, как нет и агитации в пользу отрицания религии. Более того, сегодня в Музее религии в СПб, и официальный сайт это подтверждает, нет отдельного зала, посвященного атеизму. Скрыта в архивах и коллекция орудий пыток святой Инквизиции, которая когда-то экспонировалась в мрачных подвалах Казанского собора. Современные экспозиции демонстрируют многообразие и богатство духовных исканий человека и воспитывают терпимость к последователям иных религиозных убеждений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Отзывы:

;

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.